Введен мораторий на проверки пострадавшего от атак бизнеса

Любые производственные объекты, которые с 1 января 2026 года получили ущерб от атак средствами огневого воздействия, с 28 сентября не подпадают под плановые надзорные мероприятия по Закону о госконтроле. Внеплановые процедуры проводят лишь в ряде случаев, например:

  • истек срок исполнения предписания;
  • возникла ЧС природного или техногенного характера;
  • есть достоверные данные о причинении вреда жизни и тяжкого либо среднего ущерба здоровью граждан.

Документ: Постановление Правительства РФ от 25.09.2026 N 1238

Введен мораторий на проверки пострадавшего от атак бизнеса

Утвердили дополнительные меры поддержки продавцов, которые пострадали от ударов по складским и логистическим объектам. Поддержку предоставят организациям и ИП, у которых есть договор о продаже товаров на маркетплейсе, если они получили ущерб с августа 2026 года. При этом должно выполняться одно из условий:

  • бизнес зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП не ранее 1 декабря 2025 года;
  • размер ущерба больше 5% дохода за 2025 год.

Документы: Постановление Правительства РФ от 30.09.2026 N 1277;  Информация с сайта Правительства РФ от 02.10.2026

Президент ограничил доступ к некоторой информации о ТЭК

В перечень сведений с ограниченным доступом вошли данные об экспорте товаров юрлицом, об объемах переработки и производства продукции российским НПЗ и пр. Антикризисная мера действует с 28 сентября 2026 года. Каких именно товаров она касается, определит правительство.

Документ: Указ Президента РФ от 28.09.2026 N 686

Вывоз наличных рублей за границу: президент уточнил правила

Глава государства запретил физлицам вывозить из России в ЕАЭС, Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан наличные рубли в сумме свыше 1 млн руб.Для юрлиц и ИП, как и раньше, запрет действует вне зависимости от суммы. Исключение для вывоза денег через аэропорты, список которых определяет правительство, сохранили. Также в исключения добавили случаи вывоза наличных:

  • юрлицами в рамках международных перевозок, при которых пункт отправления и пункт назначения расположены не в России. Условие – подтверждение ввоза такой валюты в РФ;
  • по уведомлению МИД для работы дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях и др.

Документ: Указ Президента РФ от 29.09.2026 N 706

Единый преференциальный режим на Дальнем Востоке: подготовлен проект с льготами по налогам и взносам

Поправки связаны с появлением единой территории опережающего развития Дальнего Востока и Арктической зоны (ЕТОР) с налоговыми льготами и пониженными взносами.

Планируют, например, для резидентов ЕТОР установить ставку 0% по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. В общем случае ее смогут применять 5 лет с налогового периода получения первой прибыли от проекта, реализуемого при исполнении соглашения. Те, кто проводит публичное размещение ценных бумаг и (или) выпуск облигаций, смогут это делать 7 лет.

Документ: Проект федерального закона

Поправки об увеличении многих штрафов по КоАП РФ поступили депутатам на рассмотрение

Правительство предлагает ужесточить административную ответственность за ряд нарушений. В основном это выразится в повышении штрафов. Приведем примеры их увеличения для бизнеса и граждан. Планируется, что изменения вступят в силу через 90 календарных дней после опубликования закона.

Документ: Проект Федерального закона N 665-9

 

ОБЗОРЫ И СТАТЬИ:

Обзор: «Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за август 2026 года»

Обзор: «О каких изменениях законодательства нужно знать гражданам в IV квартале 2026 года»

Статья: Отвечаем на запросы ИФНС, ГИТ и других органов власти (Высоцкая К., Шумилина Д.) («Юридический справочник руководителя», 2026, N 7)

Статья: Честный руководитель не должен страдать из-за буквы закона (Никитин А.Ю.) («Главная книга», 2026, N 14)

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ — РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

По иску о взыскании убытков с бывшего директора суд не вправе ограничиваться формальной проверкой документов, если оспаривается их мнимость

Для кого (для каких случаев): для случаев взыскания убытков

Сила документа: Постановление Арбитражного суда округа

Схема ситуации: ООО обратилось с иском к бывшему генеральному директору и ИП о взыскании солидарно 8,75 млн руб. убытков. В удовлетворении требований было отказано в двух инстанциях.После получения обществом в ноябре 2021 г. компенсации за изъятие недвижимости для государственных нужд (120,8 млн руб.), со счета общества в пользу ИП было перечислено 8,75 млн руб. по договорам аренды оборудования, купли-продажи дверей, субаренды и агентскому договору.

По мнению истца, документы, подтверждающие эти платежи, отсутствовали или носили формальный характер, а реального встречного предоставления общество не получило.

Выводы и Возможные проблемы:  Дело передано на новое рассмотрение, поскольку без надлежащей оценки доводов истца о недобросовестном поведении бывшего руководителя общества и мнимости заключенных с ответчиком договоров, явившихся основанием для перечисления в его пользу денежных средств, выводы судов об отсутствии оснований для взыскания убытков являются преждевременными.

Строка для поиска в КонсультантПлюс:  взыскание убытков

Где посмотреть документы: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2026 N Ф05-9825/2026 по делу N А40-106219/2025

 

Продажа имущества директором в ущерб обществу: когда применяется годичный, а не трёхлетний срок давности

Для кого (для каких случаев): для случаев признания сделки недействительной

Сила документа: Постановление Арбитражного суда округа

Схема ситуации: Участник ООО, владеющая 50% долей, потребовала признать недействительным договор купли-продажи пяти земельных участков от 07.12.2022, заключённый директором общества с ИП по цене в 2 раза ниже кадастровой стоимости.

Первая и апелляционная инстанции частично удовлетворили иск, признав сделку ничтожной по ст. 10 и 168 ГК РФ.Разница в цене (в 21 раз ниже по сравнению с последующей перепродажей участков) выходит за пределы специальных корпоративных оснований оспаривания и указывает на злоупотребление правом. Применим общий трёхлетний срок исковой давности, который не пропущен.

Выводы и Возможные проблемы:  Суд отказал в удовлетворении требований, т.к. срок исковой давности по заявленным требованиям пропущен.

Строка для поиска в КонсультантПлюс: признание недействительным договора купли-продажи земельных участков, применении последствий недействительности